Итак, игра Conglomerate 451 наконец вышла из «Раннего доступа». И поскольку с того времени она изменилась не так уж сильно, (точно не так сильно, как хотелось бы мне) то и обзор релиза будет частично повторять мои впечатления от более ранней версии.
Впрочем, понятно что основа игры и не должна была меняться. Это по-прежнему dungeon crawler, где мы с нашей группой приключенцев ходим по лабиринтам, побеждаем врагов в пошаговых боях и собираем плохо лежащие ценности.
Только учитывая сеттинг киберпанка, у нас под началом не маги и паладины, а агенты полиции, хакеры и снайперы.
Cyberpunk-crawler
А ещё в Conglomerate 451 нет линейной последовательности уровней. Вместо этого у нас есть выбор миссий — в разных районах города и с несколькими уровнями сложности и различными заданиями.
Где-то надо добыть компромат, где-то уничтожить определённого противника. По пути ещё надо будет взламывать замки. Или искать ключи к ним, если не хотите тратить энергию на взлом. Или можно ещё на улице (отдельный уровень, где вы ищите лифт, ведущий в основную зону) найти терминал и «купить» там открытие всех замков на уровне сразу.
В общем, есть довольно большая свобода в стиле прохождения. С упомянутого терминала можно даже усложнить себе жизнь, усилив врагов или отключить карту — тогда и награда за выполненное задание будет выше.
Взлом бывает нескольких типов — для дверей, для извлечения SPU (модули, улучшающие оружие), для сбора информации. Однако это всегда головоломки, которые надо решать на время.
По уровню, в традициях dungeon crawler’ов, ваша группа из трёх человек всегда ходит вместе. Более того, если вы хотите сдвинуться во время боя — на это придётся потратить целый ход для всех троих. Так что подходите к врагам с расчётом, чтобы они были в поле вашего зрения. А ещё лучше, если они сами окажутся к вам спиной — тогда на первом ходу вы застанете их врасплох.
Киберпанк-тактика
В бою тоже есть что выбрать. Впрочем, выбор довольно стандартный — обычные атаки, атаки с дополнительными эффектами, вроде оглушения или поражения радиацией. Правда, некоторые атаки наносят дополнительный урон, если противник оглушён или шокирован, а вдобавок могут сами наложить какой-нибудь «дебаф». Так что правильно подобрав навыки в партии можно бить противника всякими комбо. Главное учитывайте, что некоторые противники имеют высокую сопротивляемость к некоторым эффектам.
Атаки, кстати, вы совершаете прицельные. Ударяя или стреляя в тело вы имеете наибольшие шансы попасть. С другой стороны, попадание в голову или руку имеет более высокий шанс критического эффекта, и дополнительно ослабить врага.
И конечно, куда же без магии? Точнее её киберпанк-аналога — боевого взлома. На него даже тратится энергия, которой можно восстановить щит. Совсем как мана. Разве что за ход можно взломать противника несколько раз, если хватит заряда.
В игре нет отдельного класса хакеров — боевые программы могут использовать все, хотя и с разной эффективностью. Правда эффект от «взлома» врага в основном не прямой — можно понизить чью-то сопротивляемость к определённым эффектам, можно снизить вражеский урон, или «пометить цель», что увеличит урон от вас. Кстати, есть и защитные программы, поднимающие ваши параметры.
Киберпанк-стратегия
Успешно завершив миссию вы не только получаете трофеи и набираете боевой опыт для агентов, но и улучшаете репутацию вашей организации. А также уменьшаете влияние корпораций. Ведь на самом деле все бандиты и наёмники с которыми вы сражаетесь работают на четыре компании, которые в конечном итоге вам и надо победить.
Чтобы подготовиться к финальным сражениям вам надо улучшать оружие, проводить исследования, нанимать новых агентов. Точнее создавать — все ваши бойцы являются клонами.
Правда клонируется только тело, так что повысившего уровень и имеющего улучшенные навыки подопечного надо беречь. Следить за уровням боли и травмами, чтобы вовремя их вылечить. То же самое с интоксикацией, возникающей от приёма наркотиков (если вы ими пользуетесь для улучшения боевых параметров). Причём аппаратуру для лечения тоже надо улучшать. В общем, менеджмент на манер Darkest Dungeon играет достаточно серьёзную роль.
Забавно, что при этом никакого магазина в вашем учреждении нет. Все хакерские программы и SPU-модули вы покупаете на улицах во время миссий. Более того, наркотики и особый софт, который добавляет вам денег за миссию (или другие бонусы), вообще нельзя сохранить по возвращении с задания.
Самое Тёмное Будущее
Среди недостатков я бы в первую очередь выделил отсутствие баланса. Учитывая, что взлом тратит ход и энергию, заниматься им во время боя просто не выгодно. Гораздо практичнее — просто вмазать из винтовки и нанести прямой урон. Даже доп. Эффекты, вроде шока и радиации не особо нужны.
Сами миссии не слишком разнообразны. Конечно, разнообразие есть среди врагов. Одно дело, допустим, фабрика с уязвимыми для EMP-атак андроидами, и другое — подводная лаборатория, где вас ждут боль и дебафы. Но задания всегда сводятся к найди/убей/принеси. А поиск ключей (если вы не тратите энергию на взлом) на поздних стадиях игры скорее раздражает.
Также авторами была упущена возможность раскрыть мир игры через описания миссий. Поскольку описания при выборе заданий даже не говорят, что вам предстоит найти и кого убить. Мне как-то поступило «специальное» задание — убить «ютубера», распространяющего дезинформацию о правительстве. А на карте сразу несколько заданий «убить цель» — вот и догадайся, какое из них нужное.
Гринд тоже присутствует. Ведь если у вас кого-то убили и вы наняли новичка, придётся прокачивать его/её на низкоуровневых миссиях, где даже враги не интересные. А убить члена группы, между прочим, могут не только из-за вашей ошибки, но и нескольких неудачных критов подряд.
Вспомнить всё 2020
Тем не менее, я всё же рекомендую Conglomerate 451. В первую очередь из-за её уникальности, как dungeon crawler’а в сеттинге киберпанка. Тем более, что сеттинг этот неплохо раскрыт в кат-сценах и фразах, которые иногда бросают ваши помощники. В том числе забавный дрон Эхо (пусть иногда она и ведёт себя по-детски).
Очень хорошо выдержаны визуальный стиль и озвучка. Хотя «инди»-бюджет всё-же иногда чувствуется — персонажи-люди вблизи не очень хорошо смотрятся. Да и озвучки, помимо упомянутой Эхо почти нет.
Зато есть сюжет, с несколькими концовками. Хотя я бы не сказал, что вас ждут серьёзные откровения.
И в целом, игра бросает вызов вам, как на стратегическом уровне (как лучше развивать персонажей, какие исследования сделать приоритетом), так и на тактическом, где вы выбираете оптимальный путь к цели. Жаль, конечно, что сами цели всегда одни и те же.
Также есть надежда, что разработчики исправят недочёты и доработают некоторые элементы игры. Впрочем, они вполне заслуживают критики за все текущие проблемы, раз убрали плашку Early Access.